Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
Что-то странное происходит с алкоголем в торговле. С одной стороны, в ближайшем от нас магазине и купить-то нечего - полупустые прилавки, а водка выставлена только та, что подороже. С другой стороны идет информация, что в магазинах можно купить дорогой ром или виски со скидкой в 20-30%, а некоторые вина и вовсе с 80-процентной. Отправимся по московским торговым точкам посмотреть, что, где и как на самом деле.
"Подешевевшее" спиртное сразу обнаружилось в одном из магазинов сети "Перекресток". Французские и испанские вина по 1000 рублей действительно упали в цене процентов на 20. Остальной алкоголь продавался без всяких скидок. Вот только выбор крепких напитков оказался непривычно скудным. По словам менеджера торгового зала, за последние недели ассортимент спиртного в магазине сократился в 10 раз.
Порадовал скидками и "Рамстор". Над стеллажами пива и водки - огромный плакат: "Для владельцев клубных карт "Рамстора" - скидки на спиртное до 30%". Так и есть, в отделе элитного алкоголя на фоне полупустых полок здесь и там мелькали зеленые ценники - признак активной распродажи. Там, где были самые щедрые предложения, уже все смели. Со скидкой в 15-20% еще продаются импортный ром, коньяк, пара сортов виски. Отдельные вина можно взять в 1.5 раза дешевле.
В Metro Cash&Сarry скидок обнаружено не было вовсе, хотя представители ритейлера неоднократно заявляли ранее, что снизят цены на 20-80%. И все-таки при этом посетителей винного отдела встречают полупустые полки. Видимо, все, что было предложено со скидкой, уже расхватали.
Та же картина и в "Ашане". Но если уж крупные ритейлеры в растерянности перед лицом "проблемы 1 июля", то что говорить о мелких торговых точках. Дешевое спиртное исчезло с их прилавков уже сейчас.
Тем временем информация о пустеющих прилавках с алкоголем идет и из регионов. Вот, например, новости из Красноярска. Первыми из продажи там исчезли крепкие элитные напитки - коньяк, текила, абсент, водка дорогих марок, на очереди - вина.
В магазинах Нижнего Новгорода такая же картина. "Извините, полки у нас сегодня лысые, - говорят продавцы магазинчика "Настоящие вина". - Из-за нового закона приходится отправлять вино назад поставщикам. А дальше еще хуже будет".
В Ульяновске вино пока еще не исчезло с прилавков. Однако его количество и ассортимент постепенно уменьшаются. Владельцы местных супермаркетов уверяют, что уже завтра покупатели вообще могут не обнаружить вина в местных магазинах. Все оно в ближайшие два дня будет возвращено производителям для наклейки новых акцизных марок. А вообще в регионах считают, что настоящий ажиотаж может начаться ближе к 1 июля, когда алкоголь без новых марок будет объявлен вне закона.
"Магазины просто перестали брать на реализацию спиртное со старой акцизной маркой, - сетует директор департамента Союза участников алкогольного рынка (СУАР) Вадим Дробиз. - А алкоголя с новыми марками на рынке всего 5%".
Напомним: по новому закону новые акцизные марки, которые вводятся с 1 июля, должны быть учтены в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). Сам закон приняли год назад, но МЭРТ так затянул процесс разработки новых механизмов, что новые марки отпечатали с опозданием на несколько месяцев. Да и сама ЕГАИС оказалась готова к работе лишь в мае.
"Непонятно, в какие сроки и за чей счет будут наклеиваться новые акцизные марки. Да вообще много чего непонятно, - поделился с "Известиями" главный управляющий одной из ульяновских торговых сетей Игорь Коньшин. - Одно могу сказать точно: убытки будут терпеть все. И производители, и продавцы!"
Что же будет после наступления "часа икс"?
Эксперты считают, что алкогольный рынок - и производители, и поставщики, и торговые организации - не готов к новым правилам. Последним еще надо завершить перерегистрацию (по данным СУАР, это сделали лишь 30% торговых точек), если они хотят и впредь торговать спиртным. А региональные власти уверены, что дестабилизация на алкогольном рынке чревата потерями для местных бюджетов, пишут сегодня Финансовые известия.
В общем, не стоит удивляться, если вскоре ассортимент алкоголя в магазинах оскудеет еще больше, а затем резко вырастут цены на него. Вне всякого сомнения, расходы на адаптацию к новым условиям алкогольщики переложат на наши плечи. Торговля "зеленым змием", конечно, вернется в норму, но произойдет это не скоро - по расчетам экспертов, не ранее ноября.