Пошло

Сегодня:
Карта сайта Контакты Главная
Скрыть рекламный блок

Реклама

Календарь

«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Популярное

    Наши партнеры

    Авторизация

    Реклама

    Счетчики



    Развлекательно-публицистический портал » Пошлое » «Приключения Электроника» - фильм о противостоянии систем или шпионский детектив?
    АвторАвтор: Gitler | ДатаДата: 15-05-2010, 14:22

    ...Итак, Электроник/Сыроежкин, а также Макар Гусев, Ури, профессор Громов и ещё рыжий мальчик, который не Рыжиков, а Чижиков. И «Крылатые качели» - песня, ставшая символом счастливого советского детства, красивым гимном «застойному» благополучию 1970-х. «Приключения Электроника» приняли все и сразу - уже после 1-й серии девочки разделились на тех, кому нравится Сыроежкин, а кому - его электронный двойник. Некоторые доходили до того, что писали письма артистам - Володе и Юре Торсуевым в надежде на взаимность. Тысячи эрдельтерьеров были названы Рэсси - в честь собаки Электроника, причём хозяевам было всё равно, какого пола была их эрделька - Рэсси звучало бесполо-универсально. Телевизионная премьера фильма состоялась в мае 1980 года, скоро начнутся каникулы. Впереди Олимпиада-80, мир безоблачен, модные девушки носят штаны-бананы и слушают «АББу».
    Итак...

    1. Создатель и его креатура.

    Итак, профессор Громов - «отец» Электроника. Авторы фильма, то ли намеренно, то ли случайно выбрали на эту роль именно Николая Гринько, сыгравшего другого знаменитого «креатора» - Папу Карло. И Буратино, и Электроник изначально создавались «на радость людям» - один задумывался - как подспорье в уличном шоу-бизнесе, другой - как универсальный робот, которого можно использовать даже в качестве Робертино Лоретти. Оба «человечка», желая жить по-своему, сбегают в Большой Мир. Оба - из-за своей доверчивости - попадают на удочку к преступникам. Оба обладают возможностью открывать потайные дверцы - один с помощью Золотого Ключика, второму это дано, согласно изначальных ТХ.


    На этом сходство Буратино и Электроника заканчивается, ибо один из них - полено, у другого - «...просто контакты платиновые», один - глуп и создаёт ситуации, другой - невыносимо умён и тоже... создаёт ситуации.


    2. Заинтересованная сторона.

    Помните, с чего начинается фильм? Руководитель преступного сообщества Стамп требует доставить ему многофункционального робота, чтобы использовать его в качестве соучастника очередных ограблений. Что удивительно? То, что главарь зарубежной мафии знает об Электронике больше, чем кто бы то ни было. Профессор Громов несколько раз подчёркивает, что об Электронике ни у кого сведений нет - он, что называется, строго засекречен. Иначе говоря, засекреченные разработки каким-то образом «утекли» за рубеж и мало того - стали достоянием преступников. Дальше - больше. Откуда-то появляется новенький уголовничек - Ури.

    -Что ты умеешь?
    -Всё.

    Ури сильно отличается от своих коллег - он подтянут, привлекателен, неутомим, бесстрастен, но при этом не лишён остатков совести и даже - сентиментальности. Он спокойно проникает на территорию СССР, беспроблемно натурализуется и также беспроблемно вывозит Электроника в свою капстрану. Не правда ли, он слишком хорош для банды? Более того, в своей песне Ури констатирует, что он с дества «обожал приказы». Люди, обожающие приказы, не оседают в бандах, а идут в иные структуры. Не кажется ли вам, что Ури - это какой-нибудь James Bond, который должен добыть Электроника и заодно развалить непотопляемую мафию? Не через него ли к Стампу просочилась информация об Электронике? К тому же, в 3-й серии Ури хочет бежать, прихватив с собой Электроника.

    Возникает вопрос - кем являлась ассистентка профессора Громова? Между нею и Ури произошёл любопытный диалог.

    «-Ой, вы кто? А...«Мосэнерго»?
    -Суперкарго».

    Во-первых, это не Москва, во-вторых, при чём тут суперкарго? Суперкарго - это спецтермин морских грузоперевозчиков; доверенное лицо фрахтователей, сопровождающее судно для наблюдения за приемом и сдачей грузов. Всё это выглядит, как пароль и ответ на пароль.

    «-Это у вас продаётся славянский шкаф?
    -Шпион Петров живёт этажом выше...».

    3. Реклама математики.

    Современные фильмы полны скрытой рекламы, в советских всё было сложнее, хотя вот «Гостья из будущего» рекламировала кефир, а «Берегись автомобиля» - машину «Волга». «Приключения Электроника» не рекламируют, казалось бы, ничего, ну, разве что мотоциклетный шлем, защитивший Ури от удара штанги. Однако фильм полон иной рекламы - можно сказать, социальной. Ибо рекламируется школьный предмет - математика. Не знаю, как у вас, но у меня именно после «Электроника» возник стойкий интерес к точным наукам. Вернее, мне показалось, что математика - это круто, нечто вроде фирменных джинсов или французских духов. И я, сугубо гуманитарный ребёнок, очень долго и весьма искренне любила алгебру.

    Математика в «Приключениях Электроника» подана грамотно и вкусно. Во-первых, учитель математики в исполнении Е.Весника, - единственный препод, которого дети принимают всерьёз. Остальные - в разной степени комичны и даже немного жалки. Во-вторых, Электроник впервые демонстрирует свои таланты именно на примере геометрии. Причём, сцена с теоремой Пифагора снята красивее и убедительнее, чем пение голосом Робертино Лоретти - красивый голос пленил меньше, чем 20 способов доказывания теоремы. В-третьих, создатель Электроника сам по себе не мог быть гуманитарием и вся эта история - такая же «...повесть-сказка для научных работников младшего возраста», как и «Понедельник...» братьев Стругацких.

    Ещё один интересный момент - фильм делает рекламу...отличникам. Как правило, героями детской литературы и детского кино выступают всевозможные Томы Сойеры и Незнайки. Подразумевается, что только хитроумный, весёлый двоечник (на худой конец - троечник) способен увлечь своими приключениями. А у отличника - самое большое приключение - это когда его мутузят в подворотне и на прощанье дают по голове скрипочкой (или уж сразу - виолончелью). В «Приключениях Электроника» ненавязчиво рассказывается история безбашенного Серёги, который под влиянием обстоятельств меняется в лучшую сторону. Песня «Мы маленькие дети, нам хочется гулять...» перестаёт быть для него формулой бытия. В фильме показано, что такой человек становится попросту никому не нужен.

    4. Противостояние систем.

    Советское кино, как известно, должно было показывать превосходство нашего строя над ненашим. Не явились исключением и «Приключения Электроника», ибо воруют мальчика-робота не наши уркаганы, а зарубежная мафия. Разумеется, это было показано для контраста, ибо советский мир в фильме изображён, как бесконечно солнечный, светлый и правильный. Если вы помните, в «Приключениях Электроника» очень много света. Но это только когда в кадре - СССР. Дикий Запад показан исключительно ночью, вечером или в рассветном тумане. Самое яркое пятно - белые джинсы Владимира Басова. Всё остальное, включая людей, серо и тускло. Собственно, они там у себя даже воровать не умеют без наших роботов. У них и часы на башне 100 лет не работают - их Электроник починил, ибо некому.

    Песня, которая звучит в момент триумфа Электроника, тоже показательна:

    «Бьют часы на старой башне,
    Провожая день вчерашний,
    И звонят колокола.
    Провожая день вчерашний,
    Бьют часы на старой башне:
    Будет, будет даль светла!

    Бой часов, как ключик золотой,
    Двери утром весело открой!
    Окна утром настежь распахни,
    Сумрак ночи с улиц прогони».

    Конфликт света и тьмы, вчерашнего с завтрашним и - светлого социализма с мрачным капитализмом...

    Вместе с тем, в фильме нет никаких признаков советской системы, кроме пионерских галстуков, и вообще, вся жизнь слегка похожа на коммунизм - такая тихая, прекрасная, но, вместе с тем - насыщенная. Помните, сцену в игрушечном магазине? Ощущение, что игрушки детям не продают, а именно - раздают. И школа у Сыроежкина какая-то слишком шикарная, почти футуристическая. Ну, ладно, не коммунизм, а - «закрытый город», где почти все люди - физики при погонах и снабжение - лучше, чем в Москве. (Кстати, Вы заметили, как мало людей и машин в этом городе? Типичный город «почтовых ящиков».) Дети в фильме - почти идеальны по своим душевным качествам, исключение составляет глупая Кукушкина, однако, и она в конце концов исправляется. В показанной среде невозможно представить развитие событий с духе «Чучела»...

    Так вот, помимо того, что этот фильм - реклама математики, он ещё и реклама советского образа жизни. Ненавязчивая, некрикливая и без_лозунговая. Просто у них - всегда темно и воры, а у нас - много света и математика.

    5. Блондины и брюнеты.

    Многие помнят, что братьев Торсуевых для этого фильма выкрасили пергидридрольной краской: от природы они - тёмные шатены, почти брюнеты. Я не читала книжку Евгения Велтистова, поэтому не знаю, было ли это перекрашивание нужно по сюжету или - нет. Однако герой-блондин почему то всегда оказывался предпочительнее. (Вспоминается случай с Леонидом Утёсовым, выкрашенным для фильма «Весёлые ребята»). Здесь - тоже. Положительной девочке-блондинке с идеально-солнечным именем - Майя Светлова - противопосталена смуглая брюнетка - Зоя Кукушкина. Оптимизма добавляют классические «рыжие» - Макар Гусев и Чижиков. Этим, вероятно, тоже создавался дополнительный «источник света» в картине.

    6. Отцы и дети.

    Этот типовой конфликт, воспетый некогда Иваном Тургеневым, в «Приключениях Электроника» получает интересное освещение. Во-первых, интересна (но в чём-то и типична) семья главного героя - Серёги. Мама, судя по тому, что у неё можно взять словарь с латинскими терминами - интеллигентка (хотя, возможно, она простая медсестра). Папа - сугубо пролетарий, дальнобойщик. Своего сына, в принципе, понимает, ибо сразу видно, что сам он такой же. Ему, в отличие от интеллигентной мамы, сын-электроник как-то не очень приятен, хотя, формально он и рад сыновним пятёркам. Что бросается в глаза? Родителям некогда воспитывать сына, хотя заметно, что мама работает посменно (она несколько раз появляется дома днём). Семьи других ребят показаны в сцене родительского собрания - посмотрите: дети получились копиями своих отцов и матерей. Очень интересен и рефрен: «Пора заканчивать с тайнами!»

    7. Светлое будущее?

    «Только небо, только ветер,
    Только радость впереди...»

    Сейчас модно рассуждать на тему - как могло выглядеть будущее героев того или иного советского фильма после Перестройки? Хочется, конечно, предположить, что Сыроежкин сделается компьютерщиком, а не рэтекиром, а красивенькая девочка Майя - не стриптизёршей, а тренершей. И что Макара Гусева не убьют ни в Афгане, ни в «криминальных войнах» и что учитель математики не будет собирать бутылки. Также хочется верить, что Кукушкина всё-таки займётся спортом (как посоветовал ей физрук) и вообще выйдет замуж за поумневшего Сыроежкина. И что Электроник с горя не уедет в Америку и не превратится там в Терминатора.

    http://zina-korzina.livejournal.com/299089.html

    Теги к статье:

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.