Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
И вот я в Турине, чтобы своими глазами увидеть глянцевый блеск олимпийского движения. Ощутить сопричастность, так сказать. И вот теперь я хочу поведать вам, каково оно – олимпийское сопричастие. Впечатление опаленного олимпийским огнем.
Я не могу рассказать об условиях обитания спортивных команд в олимпийской деревне или о комфорте для представителей средств массовой информации или официальных делегаций. Мой взгляд на Олимпиаду в Турине – это взгляд простого смертного любителя, отправившегося на это событие для того, чтобы с головой окунуться в атмосферу праздника Большого Спорта.
Безусловно, когда речь идет о таком событии, то на первый план выходят сухие цифры статистики: рекорды, медали, места и прочее. И все первые полосы газет, и все выпуски теленовостей отводятся под освещение спортивных достижений. В первую очередь. И мне, как очевидцу событий, также надлежит рассказать читателям о нервных минутах финиша в биатлоне, или о головокружительных прыжках с трамплина, или о чем-то более экзотичном, но не менее интересном. О керлинге, например. Но делать этого я не буду, потому как все это лежит в плоскости обычного медийного лицемерия.
Если вы думаете, что Олимпиады делаются ради рекордов, ярких зрелищ, бескомпромиссных баталий, ради спорта и во имя самой идеи спорта, то вы глубоко заблуждаетесь. Лозунг «О Спорт, ты Мир!» давно уже сменился на лозунг «О Спорт, ты Деньги!» Причем большие. Неприлично большие. Конечно, спортсмены бьются во имя победы, и их обвинять в тотальной коммерциализации спорта я не берусь, но вот МОК и организаторы – песня другая.
И все это шоу, вся эта борьба за медали делается для того, чтобы мы с вами, простые болельщики, посетили это мероприятие, потратили огромное количество денег на билеты и переезды, проживание и питание, покупку олимпийской символики и прочих сувениров. Или прилипли к экранам телевизоров, создав собственный олимпийский рекорд телеаудитории и отработав таким образом покупку прав на показ и спонсорские рекламные контракты. Посему отбросим лицемерие и цинично признаем: главные герои Олимпиады – это болельщики. И основная награда для организаторов – наши с вами кошельки. Приняв Олимпиаду, город-организатор получает неплохие доходы с туристов, а следовательно, должен обеспечить нам условия для комфортных трат. Об условиях мы и поговорим.
На подъезде к Турину я не увидел в изобилии расставленных по обочинам дорог плакатов, славящих Олимпиаду. Или кучу флагов и транспарантов с надписями в духе «Привет участникам соревнований и гостям Олимпиады в Турине!». Первые жиденькие ряды баннеров и пара дорожных плакатов были замечены уже непосредственно в самом городе, ближе к стадиону, где проводились соревнования фигуристов. Вероятно, мэрия Турина решила не тратиться на пустяки, сконцентрировав финансовые потоки на самих олимпийских сооружениях, решил я.
Однако олимпийские сооружения размахом своим также не поразили. Например, хоккейный стадион, где играли сборные России и Казахстана, больше похож на Дворец спорта команды второй лиги бывшего СССР. Олимпийским размахом и не пахнет. Атмосфера на трибунах также под стать старым добрым советским временам.
Я лично не хочу вальяжно, по-европейски, смотреть матч сборной России, чинно взирая на происходящее, подобно испанцам, сидевшим рядом и цыкавшим на нас, когда мы вскакивали. Они, вероятно, в принципе слабо понимали, что происходит на льду и во что играют. Посмотрел бы я на их реакцию, если бы я стал просить их не вскакивать на футбольном матче.
Я не знаю, как обстояло дело на остальных трибунах, но на нашей стороне, рядом с ложей для почетных гостей, дело обстояло так: волонтеры, помогающие в организации соревнований, располагались в проходах и позади нашего ряда и постоянно просили не вставать во время опасных моментов, объясняя это тем, что остальным зрителям плохо видно. А трибуны выше построить было нельзя? Или на итальянском хоккее так не болеют?
Вообще, организация – это отдельная песня. На улицах – толпы волонтеров, которые должны помогать туристам ориентироваться в городе и районах проведения соревнований, но кажется, что нужно нанимать дополнительные группы людей, которые должны помогать самим волонтерам ориентироваться в пространстве. Палатка с надписью «Информация». Диалог:
– Подскажите, пожалуйста, где находится ближайший банкомат?
– Тут нет банкомата.
– Я вижу. А где он может быть?
– Я же вам объясняю, тут нет банкомата.
– А вы не знаете, где он может быть?
– Откуда я знаю.
– Но вы же «Информация», нет?
– Да. Могу карту Турина дать…
(Банкомат находился за углом)
Суперслалом. Женщины. Валит снег, у подножия горы я осведомляюсь, все в той же официальной информационной палатке, не отменят ли слалом из-за погоды. Все о’кей, говорят мне. Подъем на автобусе на гору занимает час. За это время мне звонят из Красноярска и говорят, что слалом, кажется, отменили. Высаживаемся на горе. До места соревнования пятьсот метров. Говорю волонтеру, что мне сказали про отмену слалома. Нет, все о’кей, отвечает он. Потом звонит кому-то на мобильный и говорит мне: да, реально отменили, два часа назад. Автобусы продолжают подвозить болельщиков…
Организация, спортивные дворцы, плакаты и флаги – бог с ними. В конце концов атмосферу создают улицы города. Радостные улыбки на лицах туристов и жителей города, всеобщее ощущение праздника и все такое. Окунемся в нее.
Впечатление такое, что туристы, приехавшие смотреть праздник Большого Спорта и тратить свои деньги, просто утомили местных жителей. Все спешат по своим делам, пьют кофе и ждут, когда же наконец закончится это безобразие и на улицы вернется прежнее спокойствие. На площадях большие экраны и маленькие группы людей (туристы, как понятно), смотрящих трансляцию. Местные жители проходят мимо, изредка лениво поворачивая головы. Это в Турине. Если говорить о Милане, то там все еще прозаичнее. Диалог:
– Завтра Россия – США играют.
(житель Милана) – Да? А что, чемпионат мира?
– Ага. По футболу.
– Чего?
– Олимпиада идет вообще-то.
– А…Олимпиада. Так это в Турине же
Ну да, Турин же – это другая планета… Похоже, что времена феодальной раздробленности с итальянскими городами-государствами никуда не ушли. Они просто трансформировались. Каждый следит только за локальными новостями, не зная, что происходит за триста километров. Развитая европейская страна. Двадцать первый век. Век информационных технологий, если кто забыл.
Вернемся к туристам. Тем, которые тратят. Стремление заработать на всем – дело хорошее, но и оно должно иметь границы. Официальные магазины – продавцы олимпийской символики принимают только карточки VISA. Официального партнера. Остальные карточки «не работают». Это очень удобно. Особенно на стадионах, где банкоматы отсутствуют. Сколько таким образом потеряли организаторы на обладателях Master или Amex, которые плюнули и решили не покупать, остается загадкой. Думаю, немало.
Товары с символикой Олимпиады хороши сами по себе. Ясно, что заказы на производство маек, шарфов, чашек и ленточек были отданы китайским потогонным предприятиям. Это логичная схема – сделать за пятьдесят центов, чтобы потом продать за сто долларов. Дело за малым – за уважением потребителя. Я полагаю, что дешевые китайские промыслы также делятся на хорошие, плохие и очень плохие. В стремлении за мегаприбылями все товары были произведены на мегаплохих. Если те, кто принимал решения о поступлении таких товаров на прилавки, слепые, то мы зрячие. Граждане – представители МОКа, или кто там за это отвечал. Заявляю вам от лица всех туристов. Покупать это невозможно. Это не плохие продукты. Это отвратительные продукты. Полный отстой. This sucks! – выражаясь импортным языком.
На выходе из Olympic Shop лица большинства туристов несколько потеряны. Остается залить свое горе бокалом вина и заесть тарелкой пасты. Отправляемся есть. Уж не заработать на питании итальянцы себе не позволят. Ага. Как же. Лучше сказать, не позволят вам потратить.
В субботу большее число ресторанов закрыто. Те, что открыты, работают в прежнем режиме. С часу до трех, а потом вечером (если захотят). В те, что открыты, сесть невозможно. Желающих есть гораздо больше, чем способных накормить.
Поразительно! Людям, возможно один раз в следующие пятьдесят лет, выпал шанс продать все что угодно, за любые деньги. Можно работать двадцать четыре часа в сутки, продавать туристам олимпийскую символику, сувениры, ботинки, галстуки и другие товары итальянской индустрии. Круглосуточно кормить их в ресторанах, наконец. Возможно, единственный в жизни шанс заработать сразу и много. Но, судя по всему, итальянцы настолько хорошо стали жить в рамках единой европейской семьи, настолько прониклись социальными благами, дотациями и льготами, что работать стало в принципе западло. И в гробу они видели ту Олимпиаду. Работать в субботу? Открываться раньше, а закрываться позже? Глупости какие. Нам и так хорошо. А будет недостаточно хорошо, мы у Европарламента денег попросим. Надо же уравнивать доходы и социальные пакеты в едином европейском пространстве?
Из работающих точек общепита и розничной торговли большинство арабские. Им, видимо, не западло зарабатывать. Или у них не такие большие социальные пакеты? Или у них просто нет такой всеобъемлющей общеевропейской лени? Или они просто думают о будущем? В любом случае, покупают у тех, кто продает. Я думаю, что итальянцы (которые сегодня устали от Олимпиады и туристов) когда-нибудь проснутся в совершенно другой стране. Говорящей на другом языке, исповедующей другую религию и другие базовые ценности. В стране, население которой будет состоять из тех, кто вчера не уставал от Олимпиады, туристов и внеурочных. И тогда будет поздно разглагольствовать о засилье эмигрантов и экспансии «наглых выходцев откуда-то там». Они уже перестанут быть эмигрантами. Эмигрантами будут другие. Те, кто устал…
Подводя итоги моему нерадостному трипу/трёпу, хочется сказать следующее. Очень обидно, когда одно из самых значимых событий в мировом спорте оказывается в руках тех, кто его по сути дела не достоин. Тех, которые от него устают на третий день, которым он мешает жить своей обычной размеренной жизнью священной коровы Европы XXI века – жизнью бюргера. Для кого настоящий праздник – это не Олимпиада, а укороченная рабочая неделя и два бигмака по цене одного.
Я не знаю, по каким точно параметрам принимаются решения о проведении Олимпийских игр в МОК, но одно я знаю точно. Господа чиновники, прежде чем доверять городу проводить столь значимое событие, не надо ограничиваться оценкой спортивных сооружений, дорог и инфраструктуры. Не стоит даже с этого начинать. Просто прогуляйтесь по его улицам. Поговорите с людьми, посмотрите им в глаза. Нужен ли им этот праздник? Хотят ли они его? Вам сразу все станет ясно. Если вам нет дела до зрителей, которые приедут в город-тех-кто-устал, подумайте хотя бы о спонсорах, которые за все это платят. Кому будет нужна Олимпиада без туристов? Уж точно не им.
А болельщикам я хочу сказать следующее. Вы хотите окунуться в картинку, которую видите по телевизору? В мир, где блестит олимпийское золото и царит атмосфера бескомпромиссной борьбы (так, кажется, это пишется?)? Тогда последуйте моему совету. Не портите себе впечатление от увиденного по ящику. Не надо ездить на Олимпиаду. Смотрите ее дома, по телевизору.
Первый же все равно покажет.
В лучшем виде
(с) Сергей Минаев